Адвокатская деятельность при советской власти.
В середине лета 1922 года появился новый закон об адвокатуре. В нем говорилось об институте защитника, который обязательно должен быть в каждой губернии. При этом о коллегии адвокатов умалчивалось. Функция контроля была возложена на прокуратору и суды. Именно туда посылались стенограммы каждого заседаний коллегий. Губернскими коллегиями занимался президиум. Его выбирали на общем собрании. Что же касается контроля над частной адвокатской деятельностью, то его просто не было. Государственные органы могли исключать адвокатов из адвокатской корпорации.
Основную массу коллегий составляли буржуазные специалисты. Они получили высшее юридическое образование ещё при царском режиме. Стоит отметить, что по статистическим данным за 1923 год, примерно 75% членов коллегии обучались в царских учебных заведениях.
В рядах коллегий стали появляться коммунисты. Таким образом, государство хотело контролировать адвокатскую корпорацию. Недостаток этой системы заключался в том, что большинство из этих коммунистов не обладали нужными знаниями, а были лишь формально адвокатами. При этом очень часто бывало так, что они занимали посты руководителей.
После того, как завершилась революция, все юридические факультеты были закрыты. И только весной 1935 года началось восстановление юридического образования. Начался этот процесс с появления Всесоюзной правовой академии. Стоит отметить, что адвокатура в то время занимала периферийное место. Юридические факультеты занимались подготовкой будущих работников прокуратуры, судов, а также других государственных учреждений. При этом студентам совсем не давали основы правовой защиты. К сожалению, адвокатами могли стать только те студенты, которые учились в менее престижных учебных заведениях.
С 1930 года началась ликвидация юридической прессы: газет и журналов. А после 1927 года больше не выходили в свет отчеты коллегии защитников
22 декабря 1938 года вышла новая директива Наркомюст СССР "О работе коллегий защитников". Это стало возрождением адвокатуры. Далее в 1939 году появилось Новое Положение об адвокатуре.
Государство ставило перед собой цель - разрушение адвокатских коллективов. Все юридические услуги осуществлялись только через местные юридические консультации. Президиум имел право назначать местоположение юридических консультаций, а также их состав. Кроме того, президиум назначал заведующих юридических консультаций. Эти заведующие сдавали отчеты о проделанной работе президиуму. Также они осуществляли полный контроль над адвокатами. Заведующие распределили клиентов между адвокатами и определяли размер заработной платы до введения тарифных ставок.
В Новом Положении об адвокатуре 1939 года говорилось о том, что нельзя работать в государственных учреждениях на полную ставку и заниматься адвокатурой одновременно.
Вскоре контроль над адвокатами стал осуществляться Наркоматом юстиции СССР, республиканским Наркоматом юстиции, а также региональным управлениям Наркомюста. Кроме контроля, эти органы обязаны били постоянно издавать директивы для коллегий адвокатов.
В 60-х годах появились республиканские законы, которые заменили Положение об адвокатуре СССР. После того, как была принята Конституция в 1977 году на сессии СССР 30 ноября 1979 года, появился Закон об адвокатуре. Что же касается белее позднего периода, то Положение об адвокатуре РСФСР официально было утверждено 20 ноября 1980 года на сессии ВС РСФСР.
|